Советы психолога замещающим семьям
Попадая в новую семью, ребенок находится в тревожной для себя ситуации, приемные родители, родители-воспитатели, опеку должны помочь ему ответить на вопросы, которые его волнуют:
Кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;
Смогу ли я встретиться с теми, с кем жил раньше;
Кто будет принимать решения о моем будущем;
Чего я могу ожидать от этих людей.
1. Приведем несколько рекомендаций:
Позвольте ребенку задавать вопросы, будьте готовы ответить на них;
Постарайтесь помочь ребенку узнать как можно больше о новом месте, о членах семьи, по возможности покажите фотографии и т.д.;
Позвольте ему принять участие в выборе мебели и (или) каких-то еще вещей для его комнаты и нового места жительства в целом.
2. Восстановление доверия, важные моменты в поведении взрослых, которые помогают формированию положительных взаимодействий между взрослым и ребенком:
Говорить с ребенком спокойно, дружелюбно, с нежными интонациями;
Говорить ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать его так, чтобы взгляд был направлен на вас;
Отвлекаться на нужды ребенка, а если удовлетворение этих нужд невозможно, спокойно объяснить, почему;
Всегда подходить к ребенку, когда он огорчен, расстроен, плачет, чтобы выяснить причину.
3. Постарайтесь придерживаться правил:
Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Чаще употребляйте такие слова, как «наш сынок» (дочка), «наша семья», «мы – твои родители» и т.д.
Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.
Покупая что-то ребенку, купите такую же вещь, как у мамы, папы или у ребят которые уже есть в семье.
Проявляйте заботу, покажите привязанность в отношениях между членами семьи.
В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком (даже для достаточно больших детей), например: поглаживайте ребенка по головке, спинке, играйте в щекотки, догонялки, прятки, в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая или смотря телевизор и т.д.
Обучайте распознанию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств (например: «ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит»; «если ты злишься, можно побить подушку или порвать на мелкие кусочки лист бумаги»; «можно плакать, если грустно» и т.д.)
Если хотите, чтобы общение с вами было приятно ребенку, а сами вы для него интересны, ведите разговор с ним в русле его интересов, а не своих собственных. Выясни, чем он увлекается, что ему дорого и начинайте разговор с этого, незаметно переводя разговор на нужный вам предмет.
Умейте слушать ребенка, не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.
Не торопите, не подстерегайте детей, особенно когда они едят, думают или что-то делают.
Не суетитесь сами, дети не любят суетливость. Суетливые взрослые не вызывают у них ни уважения, ни доверия.
Если ребенок в чем-то терпит неудачи, и теряет уверенность в себе – не стыдите, не упрекайте, не заставляйте. Расскажите, как сами когда-то чего-то боялись или не умели, а потом научились преодолевать неудачи.
Не разрушайте положительный опыт ребенка, его хорошее представление о себе самом, не внушайте ему отрицательного представления о нем, иначе он станет ориентироваться не на положительный образ самого себя, а тот, который вы ему внушаете.
Критикуя поступок ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».
Помните, что «хороший» ребенок и «удобный» для вас ребенок – это не одно и то же. Удобный, тихий, во всем с вами согласный и во всем вам подчиняющийся – это или больной ребенок, или будущий приспособленец.
Воспитывать раба легче, чем личность. Перестраивайте систему взаимоотношений и себя в ней.
Если вы раздражены, огорчены, устали не вступайте с ребенком, в это время в какой либо воспитательный контакт. Переждите, остыньте, перестройтесь. Злость и раздражение – плохие советчики и плохие помощники.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанной с назиданием и упреками, помните, что они действенны только в течение 2-3 минут. Если назидания продолжаются дальше, чувство вины у ребенка сменяется раздражением, появляется противодействие. Эффективность такого воздействия не только сводиться к нулю, а также дает отрицательный эффект.
Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и общения «больше так не делать». Это всегда или фальшь или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение вы заставили его пережить публично.
Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь просить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас. Умейте вовремя закончить разговор.
И еще несколько практических советов:
общайтесь с ребёнком позитивно-эмоционально. Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребёнка. Только после того, как ребёнок в приёмной семье обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.
не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребёнка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить всё сразу невозможно. Быстро – не всегда значит хорошо. Когда между приёмными родителями и ребёнком сформировалась привязанность, темп развития ребёнка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
постарайтесь обеспечить ребёнку разумные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильными и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребёнка. Посоветуйтесь со специалистами (педагогом, психологом), разработайте индивидуальную гибкую систему занятий с вашим ребёнком. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!
ищите позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребёнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоления трудностей. Научить ребёнка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным, по двум причинам: во-первых, опыт отвержения родными родителями подвергает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямопротивоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у биологических родителей этих детей, и формировать их приходится с чистого листа.
верьте в ребёнка. Вера взрослых в ребёнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Желаем успехов в вашем благородном деле!
раскрыть » / « свернуть